заморский провинциал
о творчестве, одиночестве и критике
"...Вторая часть проблемы – это люди, которым завидно, что вы заняты не ими, а своим делом. «Брось то, что делаешь, и дай все свое внимание мне!» - девиз, руководствуясь которым вас будут отвлекать по любому ерундовому поводу именно в тот момент, когда у вас наконец-то начнет получаться что-то похожее на результат. И руководствуясь этим же девизом, у вас выпросят разрешение посмотреть на половину работы и раскритикуют сделанное так, что вам вообще расхочется начатому подходить."
Полностью здесь:
so-wa.livejournal.com/393333.html
"Я вот хочу понять, объясните мне, люди добрые: как можно любить критику, чем же она так хороша и почему нормально ее слушать и слушаться? Может со мной и вправду что-то не так, раз я ее не люблю, а она (критика) на самом деле и правда заслуживает любви, уважения и послушания, просто я об этом не знаю? "
Полностью дискуссия здесь:
rubstein.livejournal.com/110949.html
"...Вторая часть проблемы – это люди, которым завидно, что вы заняты не ими, а своим делом. «Брось то, что делаешь, и дай все свое внимание мне!» - девиз, руководствуясь которым вас будут отвлекать по любому ерундовому поводу именно в тот момент, когда у вас наконец-то начнет получаться что-то похожее на результат. И руководствуясь этим же девизом, у вас выпросят разрешение посмотреть на половину работы и раскритикуют сделанное так, что вам вообще расхочется начатому подходить."
Полностью здесь:
so-wa.livejournal.com/393333.html
"Я вот хочу понять, объясните мне, люди добрые: как можно любить критику, чем же она так хороша и почему нормально ее слушать и слушаться? Может со мной и вправду что-то не так, раз я ее не люблю, а она (критика) на самом деле и правда заслуживает любви, уважения и послушания, просто я об этом не знаю? "
Полностью дискуссия здесь:
rubstein.livejournal.com/110949.html
От таких людей я критику действительно люблю, даже если она не сопровождается "поглаживаниями" и многословными излияниями про "мне все безумно нравится". Просто я чувствую бережное и серьезное отношение к тому, что я делаю, чувствую поддержку.
а от того, что твое творчество ни в грош не ставит, самая бережная и конструктивная критика будет оставлять горчащий осадок.
Он просто высказывает свое мнение на эту тему, и у него нет власти над вами. Он не колдун и не мент с дубинкой. Он такой, чуть киношный, собеседник в ученом споре астрологов. "Извините, уважаемый коллега, но я считаю, что если бы в вашем проекте обсерватории был воооооооот такой телескоп" ...
Даже если у него есть какие-то довольно сильные эмоции, он все равно может только посоветовать или поговорить.
А вот заставить он не может.
Люди почему-то думают, что все хотят их заставить все переделать, а ведь это совсем не так...
То есть договоримся сразу, что говорим мы только о себе и за себя, хорошо?
Относительно общего смысла Вашего поста: когда я слышу в свой адрес неконструктивную критику, я за ней вижу как раз-таки не интерес к тексту и уж точно не желание его переделать. Если внимательно прочитать те дискуссии, на которые дал ссылку Айвор, можно прочитать за неконструктивной критикой много самых разнообразных "криков души", и ни один из них не будет связан непосредственно с результатом творчества. Все они направдены, на самом-то деле, на процесс, на то, что отнимает наше внимание у тех, кто привык этим вниманием пользоваться в свое удовольствие и в любое время. Это один из вариантов.
В сети часто встречаются и другие: когда критикуется не произведение, как таковое, а личность автора. Тут тоже о конструктивности говорить не приходится.
А вот как раз критика с вниманием к самому произведению, даже если со стороны критикующего и будет некоторое эмоциональное давление по поводу "ну сделай вот так, ну лучше же будет" - особенно негативных эмоций у меня лично не вызывает, разве что она будет очень назойливой.
Во-первых, потому что я четко знаю, что то, что я пишу, принадлежит мне, и написано это будет так, как я читаю нужным, и последнее слово все равно за мной.
Во-вторых потому, что эту чесотку внутреннюю по поводу "вот все замечательно, вот тебе бы только вот этот оборот переписать" - я и за собой часто замечаю в адрес моих пишущих друзей, которые ко мне обращаются за критикой, и при этом - только по поводу текстов, которые действительно меня зацепили, впечатлили, в общем, доставили массу удовольствия. Поэтому подобный интерес к своему творчеству я тоже воспринимаю спокойно и даже иногда с удовольствием)
Очень многие считают, что критик моментально их "заставит" и привьет им свое, чуждое мнение. Я таких людей часто вижу, соответственно, я об этом и говорю. Это такой момент, и мне захотелось его описать - вдруг он будет полезен?
Во-вторых, у меня (если говорить конкретно за себя) есть одна большая имха: критика, которая не вызвана интересом к произведению - не критика вообще. Это банальное перетягивание одеяла и предлог для показа себя, любимого: типа, я еще и в этом разбираюсь. Потому как если произведение критикующему неинтересно - зачем он вообще пришел?
А внутренняя чесотка у меня возникает очень часто, правда, высказываю редко.
Почему бы не написать о том, что интересно, если можешь говорить не только за себя? Я же не говорю за присутствующих тут ))).
"Я видел птицу. Она была зеленая".
"Я видел нескольких птиц. Они были зеленые"
"Я птица. У меня белые перья. У этих птиц перья зеленые".
Об одиночестве: параллельно возникает вопрос.
Может кто-нибудь рассказать не только о себе, а еще и о тех, с кем он по роду творчества общается, обменивается опытом или просто соавторствует? И с чем это связано? (Без оценки творчества или критики, просто о взаимодействии).
Кроме автора, есть еще и среда (см. в книге о творческих встречах)
У Совы, к примеру, есть в комментах некоторые такие вещи, которые "не только о себе", и это полезно.
Очень многие считают, что критик моментально их "заставит" и привьет им свое, чуждое мнение.
Я не встречал никогда такой позиции, честно говоря. Поэтому вы можете говорить о том, что многие из тех, с кем вы знакомы, по вашему мнению, относятся к критике именно вот так вот, но относиться это будет только с вашим знакомым, сами понимаете.
Потому как если произведение критикующему неинтересно - зачем он вообще пришел?
По разным причинам, которые с незнакомыми, кажется, чаще всего обобщаются в "себя показать", а со знакомыми и близкими - в разные другие интересные вещи, о которых, в частности, Кэмерон пишет.
Почему бы не написать о том, что интересно, если можешь говорить не только за себя? Я же не говорю за присутствующих тут ))).
Потому что относительно окружающих можно делать только предположения, а говорить с большей или меньшей уверенностью можно только о своих ощущениях и чувствах. Невозможно залезть в чужую голову и досконально узнать, что конкретно там происходит, можно только строить предположения, более или менее обоснованные. Так, я вижу, на чем строит предположения Княжна, для меня это достаточно обосновано и я принимаю это как один из вариантов. А предположения, ничем не подтвержденные, кроме собственного наблюдения за некоторыми знакомыми, для меня не являются убедительными. Что, собственно, ничуть не мешает, разумеется, Вам высказать свое мнение, а мне его выслушать)
Вопроса последнего не понял немного. Что конкретно предлагается рассказывать о знакомых? что предлагается к обсуждению, уточните, если не трудно.
Я прошу прощения за несколько многословные формулировки и несколько притупившееся восприятие - немного болен.
Потому что относительно окружающих можно делать только предположения, а говорить с большей или меньшей уверенностью можно только о своих ощущениях и чувствах.
Еще можно говорить о том, что видел, не ставя себя в положение "я не видел". Есть интересные примеры творческих взаимодействий, НЕ нарушающие "одиночества" - соавторства, встречи, возможно, творческие мастерские (возможно - потому что там как раз уже идет частичное обсуждение техник, а это к со-творчеству не всегда относится) .
Это интересно.
Все это не предполагает чтения мыслей собеседника и описывает то, что происходит на самом деле: то есть - виден процесс и результат процесса, а не возможные намерения и цели собеседника в какой-то ситуации. Цель у всех одна: творчество.
Если говорить только о себе, конечно, получается, имхо, решение своих психологических проблем, но развитие творчества идет разными путями, и одним собой тут обходиться сложно. Нас всегда кто-то читает, и у нас есть коллеги, и это хорошо.
Так или иначе с ними, имхо, хорошо взаимодействовать.
Предлагаю поделиться опытом, например, сделать такую тему и поговорить.
Предлагаю поделиться опытом, например, сделать такую тему и поговорить.
Это интересно! Может, напишешь такой пост в сообщество! Наверное, многим захочется высказаться в комментариях.
По-моему, все-таки, то, что критик "хочет" и "может" - совершенно разные вещи.
Я считаю, что человек, предлагающий свою критику, когде его об этом не просили, действительно ХОЧЕТ навязать мне свое мнение, расширить свою сферу влияния - что-то в этом роде. Но я понимаю, что фактически он не может этого сделать. То есть, это мое дело - позволить ему на меня повлиять или нет. Я могу судить только о критике того, что выкладываю в моем собственном блоге.
Думаю, критика совсем по-иному воспринимается в обществе, где есть правило - высказываться о произведениях членов сообщества.
Я и не говорил, что это относится персонально ко мне. И к обобщению не склонен. Сказал ровно то, что сказал: ваши выводы могут относиться только к вашим представлениям о ваших знакомых, и вряд ли имеет смысл по ним судить обо всем остальном человечестве. Это просто моя привычка уточнять все до победного, чтобы убедиться, что меня поняли правильно.
Я вообще редко к себе лично применяю чужое мнение.
Еще можно говорить о том, что видел, не ставя себя в положение "я не видел".
Безусловн. Но видеть можно улыбку, а не то, что скрывется за этой улыбкой, точно так же, как можно слышать некие слова, но не мысли, которые скрываются за этими словами.
Но разговор на эту тему я, с вашего позволения, прерву на правах модератора, потому что ведет он в тупик.
Что до вопроса - действительно, было бы хорошо вывесить его отдельным постом. Займетесь? Я боюсь, что смещу акценты и выйдет в итоге не совсем то, что хотели вы.
есть такая важная вещь - ни одно суждение не экстраполируется на человечество в целом. Мы не все человечество. ))) Думаю, это не нуждается в постоянных примечаниях, так что я их и не пишу.
А чего хотите именно вы? И в какую сторону сместили бы акценты?
Если так, то может появиться сразу 2 интересных вопроса, а не 1. Вы-свой, а я - свой.
Мой звучит где-то так: "опишите ваши способы взаимодействия с
соавторами
мастерскими
коллегами (если работаете над каким-то проектом вместе)
и т.д."
Нарою примеров из жизни литераторов Серебряного века, имхо - время похожее.
В следующий мой заход до компа - обязательно. Бо интересное.
критика - это оценка. критик оценивает твою работу с разных точек зрения.
критик оценивает работу для того, чтобы внести ее в некую матрицу своего мира.
если она ни под каким соусом не вписывается - он ее разносит.
чем шире эта матрица критика - тем больше вероятности. что он ее впишет и вынесет положитлеьное суждение, с рекомендациями, как вписать это происзведение в матрицу наиболее выгодно.
если тебя чужая матрица волнует мало ( втом числе и мтарица социального и культурного слоя и времени, в котором ты творишь), то критик тебя просто не заденет, потому что ваши матрицы не пересеклись.
если же они пересклись, ты начинаешь переживать что твоя работа "не вписывается" и "не дотягивает".
если хватает здравомыслия. то ты будешь не переживтаьпо этому поводу, а "дотягивать" и "вписывать", таким образом повышая свой профессиональный уровень.
если же нет, то становишься эмонытиком или работаешь над сознаием собственной матрицы
Кстати, не все критики выдают критику на уровне логики, а не эмоций, многие как раз-таки давят на эмоциональную сферу.
впрочем эмоциональные критики, не могущее логично обосновать свою критику как правило всерьез не воспринимаются
понимаете, в чем беда, их можно не воспринимать всерьез на логическом уровне, прекрасно понимая, что как критик человек несостоятелен (а ведь и это не все понимают, на полном серьезе впитывая любую критику, любого качества), но даже самому рассудительному автору (художнику, скульптору и т. д.) когда-то такие высказывания могут заронить в душу зерно сомнения в собственных способностях и талантах.
у вас очень интересный способ выражать свои мысли и любопытные образы. Не сразу понятно, но когда начинаешь понимать - очень как-то стройно укладывается в голове.
спасибо, мне тоже нравится читать ваши логически-выверенные мысли
Я сам не так давно начал думать на эту тему - что воспринимать, как критику, а что под критику только маскируется, являясь, на самом деле, чем-то другим.