…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Текст главы
Давайте я начну, что ли? Курсивом буду выдавать цитаты, а под катом расскажу, что я о них думаю.
Я уже второй раз прохожу эту неделю, так что большую часть из этих утверждений я не только прочитал и осмыслил, но и сделал частью своего образа жизни, или стремлюсь к этому. Так что первая неделя для меня и простая - потому что никаких принципиально новых мыслей, которые надо уложить в голову, в ней для меня нет, и по этой же причине сложная. Ведь когда нет новизны, рискуешь растерять весь энтузиазм! Поэтому я себе придумал на первую неделю дополнительное задание - проникнуться верой в творческую энергию, которая, по словам Джулии, вокруг нас, надо только научиться ее ощущать, к ней прислушиваться и позволять ей течь сквозь нас. Для меня это сложно - я человек очень приземленный и не привык полагаться на всякие там энергии, а если что-то такое и есть в моей жизни, стараюсь это объяснить как-нибудь прозаически)) Так что мое отдельное задание - поверить, и не отпускать эту веру все 12 недель курса. В качестве эксперимента. Положиться на эту самую творческую силу и позволить ей меня вести. Интересно, получится?)
А дальше сами цитаты.
Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке. К сожалению, получить ее не так просто. В идеале нас должна поддерживать прежде всего семья, а затем постепенно расширяющийся круг друзей, учителей и доброжелателей. Тех, кто лишь начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи и достижения, но и за пробы и усилия. Большинство художников, увы, не получили этой ранней поддержки.
читать дальше
...мы убеждаем себя, что настоящий художник может пережить любые невзгоды и все же отыскать свое истинное призвание, как голубь, которые вопреки всему возвращается домой.
читать дальше
Между тем осудить первые опыты – это творческое оскорбление. Случается по-разному: работу новичка сравнивают с шедеврами мастеров, преждевременно подвергают критике, показывая друзьям, склонным к таким строгим разборам.
читать дальше
Восстанавливая наше творческое начало, необходимо двигаться вперед медленно и осторожно. Наша цель – залечить старые раны, а не нанести новые.
читать дальше
А это – та самая фраза, которая меня неизменно поддерживает, когда я с унынием оглядываюсь и понимаю, что двигаюсь вперед слишком медленно, ведь так много хочется сделать и изучить, и желательно поскорее!))
«А знаете, сколько мне будет лет, когда я научусь по-настоящему играть на фортепьяно/на сцене, писать приличные картины/пьесы?».
Знаю. Ровно столько же, сколько вам будет, если вы не научитесь.
Вот. А завтра, сразу после утренних страниц, я будупытать Внутреннего Критика откапывать негативные убеждения, расследовать их происхождение и сочинять вместо них позитивные утверждения, чтобы потом до конца недели повторять их после утренних страниц. В прошлый раз у меня с аффирмациями как-то не сложилось, так что попробую в этот раз наверстать.
А еще я планирую завтра нарисовать карикатуру на своего Внутреннего Критика и повесить у себя на рабочем столе. А давайте выставку Внутренних Критиков устроим на сообществе?))
Давайте я начну, что ли? Курсивом буду выдавать цитаты, а под катом расскажу, что я о них думаю.
Я уже второй раз прохожу эту неделю, так что большую часть из этих утверждений я не только прочитал и осмыслил, но и сделал частью своего образа жизни, или стремлюсь к этому. Так что первая неделя для меня и простая - потому что никаких принципиально новых мыслей, которые надо уложить в голову, в ней для меня нет, и по этой же причине сложная. Ведь когда нет новизны, рискуешь растерять весь энтузиазм! Поэтому я себе придумал на первую неделю дополнительное задание - проникнуться верой в творческую энергию, которая, по словам Джулии, вокруг нас, надо только научиться ее ощущать, к ней прислушиваться и позволять ей течь сквозь нас. Для меня это сложно - я человек очень приземленный и не привык полагаться на всякие там энергии, а если что-то такое и есть в моей жизни, стараюсь это объяснить как-нибудь прозаически)) Так что мое отдельное задание - поверить, и не отпускать эту веру все 12 недель курса. В качестве эксперимента. Положиться на эту самую творческую силу и позволить ей меня вести. Интересно, получится?)
А дальше сами цитаты.
Одна из самых важных творческих потребностей – потребность в поддержке. К сожалению, получить ее не так просто. В идеале нас должна поддерживать прежде всего семья, а затем постепенно расширяющийся круг друзей, учителей и доброжелателей. Тех, кто лишь начинает пробовать себя в искусстве, нужно поощрять не только за успехи и достижения, но и за пробы и усилия. Большинство художников, увы, не получили этой ранней поддержки.
читать дальше
...мы убеждаем себя, что настоящий художник может пережить любые невзгоды и все же отыскать свое истинное призвание, как голубь, которые вопреки всему возвращается домой.
читать дальше
Между тем осудить первые опыты – это творческое оскорбление. Случается по-разному: работу новичка сравнивают с шедеврами мастеров, преждевременно подвергают критике, показывая друзьям, склонным к таким строгим разборам.
читать дальше
Восстанавливая наше творческое начало, необходимо двигаться вперед медленно и осторожно. Наша цель – залечить старые раны, а не нанести новые.
читать дальше
А это – та самая фраза, которая меня неизменно поддерживает, когда я с унынием оглядываюсь и понимаю, что двигаюсь вперед слишком медленно, ведь так много хочется сделать и изучить, и желательно поскорее!))
«А знаете, сколько мне будет лет, когда я научусь по-настоящему играть на фортепьяно/на сцене, писать приличные картины/пьесы?».
Знаю. Ровно столько же, сколько вам будет, если вы не научитесь.
Вот. А завтра, сразу после утренних страниц, я буду
А еще я планирую завтра нарисовать карикатуру на своего Внутреннего Критика и повесить у себя на рабочем столе. А давайте выставку Внутренних Критиков устроим на сообществе?))
оно и бывает. Я когда перечитывал свои Усы вообще хотел схватиться за голову и убиться о что-то твердое, ибо гениальных идей там так и не завелось
Но это не обязательно должно быть сливом негатива, это просто "очищение" мозга от мысленного мусора, который мы зачастую не осознаем.
Или писать лучше не чуть открыв глаза, а попозже? Сходить в душ, сварить кофейку, сесть за стол. Кто как пишет эти УСы? Конечно, правильнее, это как раз "чуть открыв глаза". Но, имхо, кому-то это сложно. Кому-то вообще сложно встать "всего на полчаса пораньше", потому что раньше уже некуда, к примеру. И в таком раскладе лучше писать УС - когда есть на это время и желание. Для меня они всю дорогу так и остались вечерними )
Вспомните, что утренние страницы не могут быть хорошими или плохими, они просто должны быть: три страницы от руки о чем угодно, хоть о том, как вы хотите спать и какой ерундой вам кажется то, что вы сейчас делаете, и что вам совершенно не о чем писать. И не торопитесь принимать решение - дайте им время подействовать. Выделите на это, скажем, месяц, если вам кажется слишком расточительным делать это в течение двенадцати недель, не будучи уверенной в эффективности метода. Месяц - это ведь не вся жизнь, это даже не так уж много. Попробуйте)
Что касается меня, то я пишу утренние страницы именно по утрам, но не сразу, как поднимаюсь, а после того, как полностью оденусь и приведу себя в порядок (за это время я как раз просыпаюсь достаточно, чтобы держать в руках ручку), налью себе чаю или кофе и покормлю кошек, чтобы не мешали. Если по какой-то причине не удается сделать это утром - все равно стараюсь найти время в течение дня, чтобы написать три страницы. Мы на сообществе этот вопрос не раз обсуждали (найти дискуссии можно по соответствующему тегу), и, помнится, пришли к выводу, что каждый должен сам выбрать оптимальное время для утренних страниц, и писать их вечером - лучше,чем не писать вообще, хотя писать утром для многих все-таки эффективнее.
Не я, так другие. Я из последних сил поборола ВК и настроилась топать маленькими шажками.
Учиться рисовать, именно начиная с ровных линий, кубиков и т.д., начала в декабре прошлого года на курсах. Потом с репетитором. И что я слышу от знакомых в прошлом месяце?... спрашивают "Ну как там твое рисование? Уже научилась рисовать?" ППЦ! За год?!!! А родители, которые активно поддерживали меня всю весну и лето, едва ли сдерживают свой скептицизм и разочарование моими скудными успехами.
Ну как тут ВК не возродиться с новой силой! Такой упадок чувствую после последнего посещения предков. Уже неделю колбасит от беспокойства, что слишком медленно прогрессирую... самое ужасное, что в таком состоянии вообще рисовать не могу. В итоге стою на месте, а ВК растет как на дрожжах.
Групповое прохождение ПуХа пришлось очень кстати )
Time to kill censor!
И еще... я не знаю, поможет ли вам, но я своего внутреннего ребенка научился жалеть.
читать дальше
Раскапывая, откуда взялось первое, я дошел в своем "обратном отсчете" до детства. И удивился, вспомнив, что в начальной школе я был очень активным ребенком, охотно выступал на сцене, тянулся отвечать и вообще никогда не отказывался демонстрировать результаты своего творчества. А вот в средней школе появился мой "монстр". Им стала одноклассница. Ей казалось смешным все: от моих музыкальных предпочтений до выбора цвета и фасона одежды. И в голове у меня отложилось: "Покажи, что ты чем-то отличаешься - и тебя засмеют". И хотя уже в старших классах душа у меня просила читать кому-то свои стихи, я делал это неуверенно и стараясь сделать это... незаметно, что ли.
А из второго утверждения выросло потом и третье: "Ты не имеешь права называться поэтом, потому что есть по-настоящему талантливые люди и есть ты". Отсюда выросло и пренебрежительное название "тварчество" вместо творчества. До сих пор я очень боюсь перехвалить себя, а один негативный отзыв зачастую значит больше, чем несколько положительных.
В общем, пока я наметил себе направления, в которых стоит работать, и собираюсь приступить к дальнейшему выполнению заданий.
И еще вопрос: когда вам теперь приходят в голову эти утверждения, принесенные "монстрами", легче ли осознавать их не как истину в последней инстанции, а как что-то, в чем вас убедили извне? Мне сначала показалось, что все, я разобрался, и теперь эти утверждения не имеют надо мной власти, такая была эйфория... а потом оказалось, что с ними еще бороться и бороться. Вот, до сих пор воюю, хотя сейчас уже намного легче)
Нет, не удивился. Просто другого кандидата на эту роль не было никогда. А эпизоды с моим монстром я помню очень четко. Другое дело, что мне, кажется, удалось найти, откуда эта боязнь показаться кому-то смешным. Казалось, что она была всегда...
И еще вопрос: когда вам теперь приходят в голову эти утверждения, принесенные "монстрами", легче ли осознавать их не как истину в последней инстанции, а как что-то, в чем вас убедили извне?
Увы, пока не очень. Внутренний Цензор эти высказвания очень любит. И на любое робкое заявление: "Я же поэт", - скалится: "Кто тебе это сказал? Поэты - люди талантливые, а у тебя таланта нет и пишешь ты тяжеловесно. Графоманом был, графоманом и помрешь". Впрочем, я не знаю еще, откуда все-таки вылезло это второе убеждение...
а потом оказалось, что с ними еще бороться и бороться
"Уж мы их душили-душили, душили-душили..." Борьба нешуточная, это точно.
вот у меня тоже было ощущение, что эти мысли - они всегда были. А потом ррраз - и оказалось, что не всегда)
Внутренний Цензор эти высказвания очень любит.
Ой, любит... Ему только дай зацепиться за что-нибудь. Я вот вроде старые выкорчевал в общих чертах, так он новые находит)
Пока я так и не смог разобраться, откуда же все это взялось. Почему я, например, так болезненно реагирую даже на самую мягкую критику и это при том, что меня ни разу, вот реально никогда в жизни, не раскритиковывали в пух и прах. В результате копаний в себе я только еще больше расстраиваюсь, потому что начинаю думать, что все проблемы у меня надуманные и все дело просто-напросто в лени и нежелании работать -__-
Adiari
Ой, я тут пару раз перечитывал страницы написанные в состоянии - "засыпаю над тетрадкой", так начал серьезно сомневаться не скурил ли я какую-нибудь гадость перед этим, незаметно от самого себя))
Я обычно пишу их после того, как сделаю зарядку (если, конечно, уговорю себя ее сделать), но до того, как умоюсь. Не знаю почему, просто сам собой сложился такой порядок. Правда иногда понимаю, что написал еще только одну страницу, а время для того, что бы нормально позавтракать и собраться остается очень мало. Я в таких случаях обычно бросаю на половине, а за день еще ни разу так и не собрался закончить(
Вот кстати, дорогие попутчики, у вас нет подобных проблем? Вы всегда стараетесь написать ровно три страницы, неважно, потоп ли вокруг, пожар или вы уже окончательно опаздываете? Или возвращаетесь к страницам в течении дня? Вставать еще раньше мне уже совсем никак -_-
Я сейчас по утрам никуда не тороплюсь, но раньше для того, чтобы написать утренние страницы, вставал пораньше перед работой, и тогда все зависело от того, хватило ли у меня сил встать по будильнику, или я его перевел еще на час вперед и упал досыпать. Во втором случае я просто не писал утренние страницы и не занимался йогой, в особо тяжких случаях еще и не завтракал. Так что ситуаций, когда мне пришлось бы заканчивать УС раньше, чем написаны три страницы, было немного. Но были, да. Конечно, я не стремился вотпрямобязательно дописать, если что-то мешало, а иногда просто не писалось - было несколько раз, что я начинал писать и бросал после страницы-полутора. Я обычно в таких случаях говорю себе, что одна страница лучше, чем ни одной)))
Пока я так и не смог разобраться, откуда же все это взялось.
А вы все способы, предложенные Джулией, пробовали? Разделить свою жизнь на отрезки и проанализировать каждый - было уже это чувство или нет в этот период, прислушаться, чьим голосом говорит Внутренний Критик, кого он напоминает? Это не обязательно родители, мне вот в профессиональной сфере очень сильно подгадила милейшая коллега с зашкаливающим ЧСВ.
Но вообще ваши диалоги с Критиком так знакомы, мой мне выдавал ровно такие же фразы, и про "такого ты больше не напишешь", что заставляло цепляться за старые работы, боясь начинать новые, и про "вокруг столько по-настоящему талантливых людей"... Видимо, это у них излюбленные фразочки)
Мне тоже сегодня пришлось кинуть - иначе опоздала бы на работу. Для успокоения совести (ну знаю я себя, за день ведь не найду время дописать) - на оставшемся пространстве нарисовакала первое пришедшее в голову.
А с врагами...к сожалению, тоже прихожу к выводу, что главный враг моего творчества - я сама. Ну не вся.
У меня, может быть, глюки, но по-моему мы уже переходили на "ты"... -____-
Я обычно в таких случаях говорю себе, что одна страница лучше, чем ни одной)))
Да, я обычно тоже себя этим утешаю. Мол, раз уж ты смог встать и хоть что-то написать, значит уже герой.))
А вы все способы, предложенные Джулией, пробовали?
Вот сейчас как раз этим и занимаюсь. Вспоминаются от силы какие-то мелочи, не думаю, что они могли как-то серьезно повлиять. Зато понял, что до того, как у меня появился и-нет и я не обнаружил какие замечательные вещи могут писать мои ровесники, например, то мне было глубоко пофиг на качество того, что я пишу))) Буду копать дальше.
Adiari
Кстати, рисунки очень хорошая мысль. Надо будет попробовать. )
А моя гордость и лень. И трусость
Вот как-то так, да. -_- Лень особенно. -_-
По поводу лени и трусости... я себя раньше тоже за них очень ел и кусал, и ругал. От этого сил становилось еще меньше. А потом сел разбираться, нашел кое-какую информацию, и выяснил, что лени как таковой не существует. То, что называется ленью - это обычно или страх, или нехватка сил, или то и другое - страх, что сил (энтузиазма, умения и так далее) не хватит. И вместо того, чтобы с собой ругаться на тему "ах ты ленивая скотина" - можно попробовать выяснить, что именно мешает, и как-то с собой договориться. Эффективность повышается в разы, когда с собой дружишь, а не ссоришься)
Чаще всего когда мы попадаем в тупик в какой бы то ни было сфере нашей жизни, мы делаем это потому, что чувствуем себя в нем безопаснее. Мы можем не быть счастливыми, но, по крайней мере, знаем наверняка, что несчастны.
Поняла, что почти все время выбираю безопастность вместо свободы.
Вот и я эдак же... борюсь, как могу.
Лет в пятнадцать я пришел со своими стихами на один форум. И была там дама с литературным образованием. Она тоже писала стихи. И она же была самым жестким критиком форума. Критика была в духе "вот это - плохо, вот это - штамп, вот это тоже, штамп, штамп, но вот эти горошинки очень даже ничего". Форумчане поначалу выли. Я же... В пятнадцать лет получать по своему творчеству было весьма болезненно. Сам не знаю, почему я не плюнул и не ушел. Может, потому, что кому-то стихи мои нравились. Может, чтобы сделать всем назло: "А я еще напишу так, чтобы она меня похвалила!" Потом подобный стиль общения стал общепринятым на форуме: в ошибки тыкали, не стесняясь.
А вот теперь я не знаю, как быть. С одной стороны, эта критика мне помогла. Потому что штампы были штампами, были сбои ритма. были неудачные рифмы. Да и потом эта дама уже стала меня хвалить. С другой... Думаю, оттуда и пошло вот это ощущение: "Я не поэт, в моем творчестве куча недостатков, мне не допрыгнуть до тех, кого ставят в пример". Неоткуда больше этому вылезти... Вот так все неоднозначно.
Сочетание упрямства и флегматичности иногда дает такие результаты ) Но, сколько помню, я и бормотал себе: "Я хороший, я красивый, я вам всем еще покажу". Думаю, меня спасло то, что я уже не рифмовал кровь с любовью, немножко отточил перо, и коваными сапогами по ребрам меня не били. Не заявляли, что "это не стихи", не говорили: "не пишите больше". Были люди, которым нравилось, а мне нужно было кому-то это показывать.
А потом я оттуда все же ушел и - сюрприииз! - оказалось, что развиваться и воспитывать внутреннего редактора (не путать с критиком) можно и самостоятельно. И когда мне сказали: "да возвращайся, все будет нормально", - я подумал и не пошел. Нежнее стал, видимо ) Почему-то уже не хочется, чтобы стихи разбирали по кускам.
Вот нме этого умения не хватало всю жизнгь. Шутка ли, я только в 25 лет начал подозревать, что я, наверное, не так уж плох такой, как есть, а до того все пытался себя исправить) Как-то не привили мне в детстве ощущения "я хороший", к сожалению.
Были люди, которым нравилось
И это, наверное, тоже сыграло роль.
Почему-то уже не хочется, чтобы стихи разбирали по кускам.
Ну и правильно, мне кажется) Бережное отношение к себе - это тоже важно, особенно когда внутреннего редактора уже воспитали)